Надолго сохранились в народной памяти представления, связанные с мифологическим персонажем –ведьмой. Одной из определяющих черт ведьмы являлаь ее способность к перевоплощению: чаще всего она могла приобретать облик кошки («Приходила в сарай в виде кошки и доила коров” (д. Верхняя Олба), свиньи (“Люди ложатся спать. а ведьмы становятся свиньями и идут в хлев пакасти делать» (д. Верхняя Олба), лягушки (д. Радуша)
Местные жители защищались от ведьм в первую очередь огнем, крапивой: На Купалу ходили с огнем, со свечой и развешивали на воротах крапиву, чтобы ничего корове не навредить, поливали все освященной водой, чтобы никакие волхвы не могли им навредить» (д. Верхняя Олба). Чтобы вышло ведьмино проклятие, нужно 3 раза подмести вокруг дома, а мусор вынести на перекрестке и закопать в полночь (Жлобине).
Народные поверья, связанные с хлевником, который жил в хлеву, достаточно распространены в Жлобинском районе. Относительно появления этого мифологического персонажа в народной памяти сохранились противоречивые свидетельства: с одной стороны, это существо принимает облик человека, а с другой — нечистая сила. Для этого персонажа характерны действия по отношению к домашнему животному. В различных местных традициях Жлобинщины можно наблюдать вариации действий упомянутого мифологического персонажа: хлевник «любит на лошадях ездить, а еще пугает скот – коров, свиней»; «Хлевник коня щекочет, а конь по сараю бегает»; «Хлевник у коров может выдоить молоко».
По народным поверьям, чтобы оградить домашних животных от хлевника «в амбар приводят козла, чтобы хлевник исчез» (д. Пиревичи); надо было по солнцу со свечой обойти амбар, креститься правой рукой и читать молитвы (Жлобин).
Леший по поверьям — это старичок с косматой бородой, весь в шишках и во мху (д.Скепня). Как и другие мифологические персонажи, леший может как навредить человеку, так и помочь. «Леший может помочь человеку в лесу, а может, наоборот, ввести его в заблуждение, напугать» (д. Салтановка). Особенно издевается леший над теми людьми, которые «обижают деревья и оставляют костры» (д. Косаковка).
Согласно многим мифологическим сказаниям, Водяной имеет антропоморфную внешность: «Водяной — старый дед небольшого роста с длинной бородой и длинными косами. Он пузатый, волосатый и безобразный» (с. Верхняя Альба), или в его внешности сочетаются антропоморфные и аморфные черты: «Это старик с длинной-длинной бородой и волосами на голове. Все тело его, говорили, было покрыто не волосами, а травой, а между пальцами рук и ног — перепонками, совсем как у лягушки» (д. Кирово). Водяной, может как людям помогать, так и вредить. Например, «водяной пугает рыбу, рвет сети рыбакам, любит женщин топить» (д. Верхняя Олба), но может и человека на дорогу вывести, если тот заблудился (д. Скепня). Доброе отношение этого мифологического персонажа зависит от характера самих людей: «Где люди добрые живут, и вода добрая» (д. Скепня).
Одним из важных мифических персонажей был домовой. В большинстве случаев каким был домовой зависело от самого хозяина. выступает дом: «Если хозяин был хороший, то и домовой делал добро. А если хозяин был плохой, жадный, то и домовой был такой же» (д. Скепня). Чтобы не допустить ситуации, когда «хороший домовой может стать злым» (д. Кирово), его всегда нужно чем-то угощать.
Что же касается внешнего вида домового, то во всех деревнях Жлобинского района сложилось представление о нем как о «старике» (д. Скепня), «старичке с бородой» (д. Салтановка), «мужике» (д. Кирово), «старике» (д. Малевичи). Согласно поверьям, домовой любит опрятных хозяев: «Если хозяин опрятен и осторожен, то он помогает. А когда ленится, тогда не помогает» (д. Косаковка). По многим поверьям домовой «помогает детям быстро заснуть, поет им колыбельные. никогда не пустит в дом злого человека» (д. Кирово), «сторожит квартиру» (д. Кирово), «присматривает за скотиной», убирает в доме…» (д. Пиревичи), «поддерживает порядок в доме» (д. Малевичи) и другие.
К числу мифологических представлений, связанных с растительным миром, относятся народные поверья о таких деревьях, как осина, которую боялись сажать возле дома, дуб, с которым связана примета о том, что «если на дубе много желудей, то год будет неурожайный» (д. Пиревичи), береза, с которой связано народное поверье, что посадить березу — счастье приобрести (д. Пиревичи).
Существовали народные приметы относительно и материального мира. По народному поверью, нож — это предмет, который «отгоняет темные силы, приходящие к ребенку, особенно если он некрещеный» (д. Кирово), чтобы ребенок успокоился и не плакал по ночам, советовали ребенку под подушку положить ножик или рукоять ножа» (д. Кирово). Нельзя оставлять нож на столе, а то будет ссора (д. Кирово).
Что касается топора, то «вбитый топор в дерево не оставлять – это к злобе» (д. Кирово). Топор использовался как атрибут, связанный с защитной магией, когда корову впервые выгоняли в поле, нужно было, чтобы корова переступила через него. Это делали для того, чтобы корову никто не поймал» (д. Скепня). Беременной женщине запрещалось переступать через топор, так как считалось, что ребенок родится мертвым. В доме, где жила беременная, избегали бить топором, так как считалось, что это будет причиной рождения «ребенка с заячьей губой» (д. Скепня).
Сохранили жители Жлобинщины и традиционные народные поверья, связанные с зеркалом: «Нельзя смотреть в разбитое зеркало, потому что потеряешь свое счастье», «разбитые зеркала — значит, в семье случится что-то нехорошее» (Жлобин); с волосами и ногтями (когда ногти стрижешь, не выбрасывай, а то птицы соберут их в гнездо и будут болезни» (д. Кирово), «волосы лучше сжечь, чтобы голова не болела» (Жлобин).
Порог играл чрезвычайно важную роль в повседневной и праздничной жизни крестьянской семьи. По народному поверью, встреча сватов на пороге означала неудачу в решении вопроса о согласии невесты на брак. Жених должен был перенести невесту через порог. «Нельзя здороваться через порог, передавать что-то, класть через порог мусор, долго стоять в дверях, не заходя в дом, все это к беде, несчастью», — говорили жители д. Скепня Жлобинского района.
На Жлобинщине проводились многочисленные обряды для защиты огородов от засухи: «Пахали дорогу плугом, подвешивали лягушку на осину» (д. Радуша), «ломали заборы строящимся на Благовещенье» (д. Мормаль). Основными средствами защиты от молний и гроз были освященные в церкви ветки клена, которые хранились в течение года и затем сжигались (д. Китин), а также произнесение в положении «преклонив колени под большим деревом» молитвенную словесную формулу: «Дерево тронь, а меня не трогай» (д. Косаковка).