Яндекс.Метрика Служба СППС — УО "Жлобинский государственный колледж сферы обслуживания"

Служба СППС

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Положение о социально-педагогической и психологической службе лицея разработано на основании Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования утвержденного постановлением Министерства образования РБ от 25 июля 2011г. №116.
2. Настоящее Положение регулирует порядок создания, функционирования СППС и служит правовой и организационно- методической основой ее работы.
3. СППС лицея представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся.
4. Общее руководство деятельностью СППС осуществляет директор лицея. Координирует и направляет деятельность СППС заместитель руководителя по учебно-воспитательной и идеологической работе.
5. В своей деятельности СППС руководствуется международными
актами в области защиты прав детей, законодательством Республики Беларусь, Положением о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования, утвержденном постановлением
Министерства образования РБ от 25 июля 2011г. №116 и настоящим Положением о социально-педагогической и психологической службе лицея.

2. ЦЕЛЬ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФУНКЦИИ СППС УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

6. Целью деятельности СППС лицея является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса.
7. Основные задачи СППС учреждения образования:
— обеспечение социально-педагогической поддержки учащимся;
— предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилактика асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений учащихся, пропаганда здорового образа жизни;
— оказание психологической помощи учащимся;
— содействие в формировании эмоционально-благоприятной атмосферы в педагогическом коллективе лицея, семьях учащихся и их социальном окружении;
— повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесс^, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.
8, Принципы деятельности СППС лицея:
— законность;
— уважение и соблюдение прав, законных интересов и свобод участников образовательного процесса;
— добровольность получения социально-педагогической и психологической помощи;
— конфиденциальность;
— научная обоснованность;
— профессионализм.
9. СППС лицея в пределах своей компетенции выполняет следующие функции:
— содействие в обеспечении защиты прав и законных интересов учащихся;
— изучение условий жизни и воспитания учащихся в семье;
— выявление и учет учащихся, нуждающихся в социальнопедагогической и психологической помощи;
— информирование администрации лицея, заинтересованных органов о нарушении прав и законных интересов учащихся и лиц, их допустивших;
— осуществление профилактической работы по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия, торговли людьми и насилия в отношении учащихся;
— участие в формировании у учащихся навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
— изучение индивидуально-психологических особенностей учащихся, особенностей развития коллективов учащихся и педагогических работников;
— организация личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи учащимся, имеющим проблемы в общении, обучении, развитии, социализации;
— исполнение решений районных координационных советов по выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» в отношении несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении;
— участие в подготовке учащихся к самостоятельной и семейной жизни, выполнению социальных ролей гражданина, семьянина;
— повышение психологической и правовой культуры участников образовательного процесса;
— участие в анализе образовательной деятельности, осуществляемой
лицеем;
— участие в организации социально-значимой деятельности учащихся, содействие в развитии детских и молодежных инициатив, их творческого потенциала;
— изучение и обобщение опыта работы по оказанию социально- педагогичеекой и психологической помощи;
— разработка информационно-аналитических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения и социализации учащихся, защиты и охраны детства.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

10. Специалистами СППС лицея являются педагог социальный и педагог-психолог.
11. Деятельность СППС лицея осуществляется на основе плана работы СППС лицея.
План работы СППС лицея является разделом плана воспитательной работы лицея.
12. Мероприятия по воспитанию и защите прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, реализуется СППС лицея в соответствии с планом воспитательной работы и решениями районных координационных советов по выполнению требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
13. СППС лицея организует выявление и учет учащихся, нуждающихся в социально-педагогической и психологической помощи, а также находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите:
— детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, воспитывающихся в опекунских и приёмных семьях, детей с особенностями психофизического развития;
— оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
— ставших жертвами преступлений, жестокости, психического или физического насилия;
— с асоциальным и делинквентным поведением;
— употребляющих алкоголь, наркотические и токсические вещества;
— с нарушением эмоционально-волевой сферы;
— имеющих конфликтные отношения с педагогами, родителями, ровесниками;
— родители которых ненадлежащим образом выполняют функции по воспитанию детей, злоупотребляют алкоголем;
— из семей беженцев либо из семей, которые пострадали в результате ■ стихийных бедствий, катастроф;
— из числа выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа либо освободившихся из мест лишения свободы;
— других категорий учащихся и воспитанников, имеющих проблемы.
14. Объем, формы, продолжительность сопиально-лелагс глчетк: л и психологической помощи определяется специалистами СППС лплеч ; учетом возраста учащихся, характера проблем, анализа п перспектив лх решения.
15. Социально-педагогическая и психологическая помощь может оказываться индивидуально или в составе группы.
16. СППС лицея оказывает социально-педагогическую помощь несовершеннолетним учащимся с согласия и во взаимодействии с родителями или другими законными представителями учащихся, с учетом мнения самого несовершеннолетнего.
17. СППС лицея участвует в рассмотрении случаев, связанных с
непосещением учащимися занятий, принятием решений об их
дисциплинарной ответственности, постановке на учет в лицее, комиссии по делам несовершеннолетних и инспекции по делам несовершеннолетних; оказанием материальной помощи, соблюдением социальных гарантий и льгот, а также других случаев, которые могут привести к ущемлению прав и интересов учащихся.
18. СППС лицея проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения учащихся, воспитанников, совершения уголовно наказуемых деяний и насилия в отношении их, а также случаев торговли людьми.
19. Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса осуществляется в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 01 июля 2010г. «Об оказании психологической помощи» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №170, 2/1708) и иными актами законодательства Республики Беларусь.
20. График работы специалистов СППС лицея определяется с учетом особенностей лицея и утверждается директором.
21. Документация СППС лицея включает:
— план работы СППС лицея на год (раздел плана воспитательной работы лицея);
— планы работы специалистов СППС лицея на полугодие;
— аналитический отчет о работе СППС лицея на год;
— графики работы специалистов СППС лицея;
— социально-педагогическую характеристику лицея;
— материалы по организации и оказанию помощи учащимся (индивидуальные психологические материалы, акты обследования условий жизни и воспитания учащихся, другие необходимые материалы).
— отчеты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи учащимся, находящихся в социально опасном положении;
— журнал учета консультаций участников образовательного процесса;
— журнал учета сведений об обучающихся, признанных находящимися в социально опасном положении;
— журнал учета информации о детях, оказавшихся в неблагоприятной обстановке, полученной от педагогических работников, государственных органов (в том числе отделов образования), государственных и иных организаций, от граждан.
22. СППС лицея работает в тесном контакте с СППС других учреждений образования по принципу интеграции работы по оказанию социально-педагогической и психологической помощи.
23. Деятельность СППС лицея по выявлению и учету детей, находящихся в социально опасном положении, их социально-педагогической реабилитации и оказанию им психологической помощи координируется социально-педагогическими центрами.
24. СППС лицея проводит социально-педагогический и психологический анализ всех случаев суицидального поведения учащихся, воспитанников, совершения уголовно наказуемых деяний и насилия в отношении их, а также случаев торговли людьми.
25. СППС лицея осуществляет сопровождение детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц с особенностями
психофизического развития на протяжении двух лет после окончания учреждения образования и оказания им индивидуально ориентированной социально-педагогической и психологической помощи и поддержки в социальной адаптации на начальном этапе самостоятельной жизни.

4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СППС ЛИЦЕЯ

26. СППС лицея в пределах своей компетенции имеет право:
— определять задачи и приоритетные направления деятельности, выбирать педагогически обоснованные и целесообразные формы и методы работы с учетом конкретных условий, потенциала лицея, особенностей контингента участников образовательного процесса и их потребностей;
— направлять установленном порядке запросы в организации для получения необходимой информации в целях защиты прав и законных интересов учащихся и оказания им комплексной социально-педагогической и психологической помощи;
— посещать занятия, культурно-массовые и оздоровительные мероприятия, семьи учащихся с целью предупреждения и решения их социально-педагогических и психологических проблем;
— вносить на рассмотрение директора лицея в установленном порядке в комитеты и управления (отделы) образования, здравоохранения местных исполнительных и распорядительных органов, органы внутренних дел и других заинтересованных предложения и рекомендации, направленные на совершенствование образовательного процесса, защиты и охраны детства;
— обращаться в установленном порядке в соответствующие организации с ходатайством об оказании необходимой помощи учащимся.
27. Специалисты СППС лицея обязаны:
— рассматривать вопросы и принимать решения в пределах своей компетенции и должностной инструкции;
— соблюдать этические нормы, хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате консультативной работы (кроме случаев, когда данные сведения представляют угроз}’ для воспитанника, других людей, государства);
— совершенствовать профессиональное мастерство, повышать квалификацию в установленном порядке;
— вести соответствующую документацию по направлениям профессиональной деятельности;
— соблюдать установленные требования по охране труда и созданию безопасных условий для здоровья и жизни учащихся;
— нести ответственность за правильность выводов, адекватность используемых в работе средств и методов, обоснованность даваемых заключений и рекомендаций, сохранение конфиденциальной информации, полученной в ходе профессиональной деятельности.

5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СППС ЛИЦЕЯ

28. СППС лицея сотрудничает с членами педагогического коллектива, структурными подразделениями лицея, общественными объединениями, органами ученического самоуправления и родителями по социальнопедагогическому и психологическому сопровождению участников образовательного процесса.
29. СППС лицея взаимодействует в пределах своей компетенции с органами опеки и попечительства, органами охраны детства, комиссиями по делам несовершеннолетних, инспекциями по делам несовершеннолетних, органами и организациями здравоохранения, культуры, по труду и социальной защите, спорта и туризма, внутренних дел, прокуратурой и судами, а также общественными объединениями, другими заинтересованными организациями.
30. СППС лицея работает в тесном контакте с СППС других учреждений по принципу интеграции социально-педагогической и психологической работы.