Яндекс.Метрика Для педагогов — УО "Жлобинский государственный колледж сферы обслуживания"

Для педагогов

ДЕСЯТЬ РЕКОМЕНДАЦИЙ ВОСПИТАТЕЛЯМ ОБЩЕЖИТИЯ

по работе с учащимися в период адаптации

  1. Общайтесь с подростками в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне без повышения голоса. Это способствует установлению благоприятной атмосферы в общении между взрослыми и учащимися.
  2. Следуйте принципу единства требований.  Это делает жизнь учащихся в общежитии более понятной и предсказуемой, создает ощущение безопасности.
  3. Сохраняйте чувство собственного достоинства учащихся – не заостряйте внимание на неудачах, промахах, а также исключите угрозы наказания, накопление компроментирующих сведений, публичных обвинений в чем-либо.
  4. Благодарите или иным способом давайте позитивное внимание к тому поведению, которое вы ожидаете от учащихся. Это поможет закрепить желаемую модель поведения.
  5. Давайте учащимся конкретные и посильные поручения.
  6. Помните: строгость и наказание эффективны тогда, когда применяются из любви и желания добра, а не из обиды или желания отомстить.
  7. Используйте внушение, когда необходимо поддержать подростка (учащийся способен справиться с проблемами; неудачи – обычное явление, они преодолимы; необходимо уметь отделять главное от второстепенного и пр.). Давайте учащимся позитивные и жизнеутверждающие установки.
  8. Используйте убеждение, опираясь на свой опыт и опыт других.
  9. Не бойтесь лишний раз оказать участие и внимание подростку, сказать ему слова благодарности или обратить его внимание на его сильные стороны.

 Помните: трудный ребенок – объект для помощи, а не для критики.

ИЗУЧАЯ ПОДРОСТКА, ПОМНИ!

  1. Изучают подростка все педагоги, а видят его лишь немногие. Изучать надо целенаправленно и осознанно.
  2. Первое знакомство с подростком – это разговор о его интересах и тех областях жизни, где он лучше всего осведомлён.
  3. Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
  4. Комплексный характер причин трудновоспитуемости должен выявиться комплексно, в тесном взаимодействии социальных, биологических и психических факторов.
  5. Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дают объективную картину диагностики трудновоспитуемого подростка.

ОБЩАЯСЬ С ПОДРОСТКОМ, ПОМНИ!

  1. Беседу с подростком следует начинать с дружеского тона.
  2. При первой встрече с подростком не старайтесь его критиковать.
  3. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес.
  4. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
  5. Диалог с подростком следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
  6. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
  7. Старайтесь инициативу в общении держать в своих руках.
  8. Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
  9. Общаясь с подростком, старайтесь развить в себе готовность к педагогической импровизации.

ПАМЯТКА ПО РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ»

Необходимо всегда помнить, что нет трудных детей, а есть трудные обстоятельства, в которые попадают некоторые ребята. Эти обстоятельства возникают и развиваются в тех семьях, где между взрослыми не существует взаимного уважения, общей заботы, взаимопонимания, т.е. в семьях, где воспитательные отношения носят характер авторитарной или чрезмерной опеки, в семьях, где авторитет взрослых делается ложным в той или иной его разновидности.

«Трудные подростки» – это жертвы трудных обстоятельств.

Как же относиться к таким учащимся?

  1. Такие учащиеся требуют больше, чем кто-либо, огромного товарищеского уважения к ним:
  • Веры в их творческие силы, в их творческие возможности;
  • Постепенного углубления знаний их сильных и слабых сторон;
  • Стремления раскрывать и развивать сильные стороны, преодолевая недостатки;
  • Товарищеской требовательности, вытекающей из товарищеского уважения.
  1. Необходимо увлекать таких учащихся делами на радость и пользу людям: делами познавательными (сбор-путешествие, эстафета любимых занятий и т.д.), трудовыми делами – сюрпризами, спортивными делами (спартакиады, игры на местности и т.д.).
  2. Эффективным методом воздействия на таких учащихся является товарищеское доверие по формуле: «Только ты можешь сделать это».
  3. «Живая вода» для таких учащихся – это поощрение, прежде всего – одобрение. Нужно всегда помнить, что они не жаждут награды, а ждут человеческого внимания. Хвалить нужно не только от своего имени, но и от имени коллектива.
  4. Целесообразно использовать не только прямое, но и опосредованное воздействие на таких учащихся, т.е. воздействовать на них через других ребят, через умных и добрых взрослых.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

  1. В повседневном общении с ребятами часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации.
  2. Ваш успех в общении с учащимися во многом будет зависеть от того, насколько Вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят.
  3. Если Вы хотите, чтобы Ваша беседа с учащимся состоялась, старайтесь начать её с дружеского тона.
  4. Чтобы Ваш диалог с учащимся был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
  5. Старайтесь никогда не критиковать учащегося. Лучше давать дружеские советы.
  6. Если Вы хотите завоевать авторитет у учащегося, проявляйте к нему в процессе общения искренний интерес.
  7. Если Вы хотите убедить учащегося в том, что он не прав, диалог начинайте с вопросов, по которым у вас совпадают мнения.
  8. Лучшим словом, располагающим ребёнка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к учащемуся по имени, мы тем самым даём почувствовать, что он достоин уважения.
  9. Вступая в общение с учащимся, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог «на равных».

Помните! Проблемы отношений трудновоспитуемых учащихся надо решать с ними, а не за них.